Театральный
художник Георгий Якулов, оформлявший премьеры крупных московских театров, был
весьма популярен. Его мастерская славилась
как место сборищ творческих личностей.
Именно здесь, в пыльных коридорах полубогемной «интеллигентской» квартиры,
началась история любви и отчаянья Сергея Есенина и Айседоры Дункан.
Якулов пригласил Айседору в гости, больше
чтобы показать как заморскую жар-птицу в собственных интерьерах. Айседора
ужинать не захотела, и ее проводили в
соседнюю комнату, где она, сейчас же была окружена людьми.
Из воспоминаний Анатолия Мариенгофа: Есенин ворвался в комнату в светло-сером костюме, крича: «Где Дункан? Где Дункан?»
— Кто это? — спросил я Якулова.
— Есенин... — засмеялся он».
Айседора легла на диван, а Есенин у ее ног.
Она окунула руку в его кудри и сказала:
— Solotaia golova!
Потом поцеловала его в губы.
И вторично ее рот, маленький и красный, как ранка от пули, приятно изломал русские буквы:
— Angel!
Поцеловала еще раз и сказала:
— Tschort!».
Из воспоминаний Анатолия Мариенгофа: Есенин ворвался в комнату в светло-сером костюме, крича: «Где Дункан? Где Дункан?»
— Кто это? — спросил я Якулова.
— Есенин... — засмеялся он».
Айседора легла на диван, а Есенин у ее ног.
Она окунула руку в его кудри и сказала:
— Solotaia golova!
Потом поцеловала его в губы.
И вторично ее рот, маленький и красный, как ранка от пули, приятно изломал русские буквы:
— Angel!
Поцеловала еще раз и сказала:
— Tschort!».
Дункан
не говорила по-русски, Есенин не владел иностранными языками, и все же они
«проговорили» жестами и полуфразами весь вечер, вполне понимая друг друга. «Он
читал мне свои стихи, — говорила в тот вечер Айседора, — я
ничего не поняла, но я слышу, что это музыка и что стихи эти писал génie!».
Храмом
танца Айседоры стал особняк на Пречистенке, дом № 20. Роль Дункан в истории
этого особняка — еще один завиток судьбы, красивое совпадение,
которое в свое время весьма позабавило заморскую танцовщицу.
В
начале ХХ века в доме на Пречистенке поселился миллионер Алексей Константинович
Ушков, владелец чайной компании «Губкин и Кузнецов», торговавшей чаем и в
России, и в Лондоне, и в Индии, и даже в Китае. Промышленник, любитель
искусства, человек широких взглядов, Ушков много тратил на благотворительность,
покровительствовал московской филармонии и Большому театру. Там, в Большом
театре, он встретил свою будущую жену, прима-балерину Александру Балашову. Для
нее любящий супруг оборудовал в особняке на Пречистенке репетиционный
танцевальный зал.
После
1917 года жизнь супругов по понятным причинам изменилась. Несмотря на близкое
знакомство Балашовой с Борисом Красиным, назначенным на пост управляющего
Музыкального отдела Наркомпроса РСФСР, и относительную неприкосновенность
приближенной к высокому искусству четы, они все же приняли решение покинуть
Россию. В Париже Ушков и Балашова поселились на rue de la Pompe, в доме, ранее
принадлежавшем — вот оно, удивительное
совпадение — Айседоре Дункан, ставшей новой хозяйкой зеркального
танцевального зала в особняке на Пречистенке. Так две великие танцовщицы своего
времени «обменялись» домами и городами — шутница Айседора назвала это
«кадрилью».
Более
чем 15-летняя разница в возрасте — тогда Айседоре минуло уже 45 лет,
Есенину — 27, — несомненно, доставляла немало мучений
танцовщице, у которой многое осталось в прошлом: и очарование молодого гибкого
тела, и новизна ее таланта, и громкая слава, и востребованность у публики. «Она
была еще хороша, но в отношениях ее к Есенину уже чувствовалась трагическая
алчность последнего чувства».
Вскоре
выяснилось, что неприятен Есенину не столько возраст жены, сколько ее мировая
слава — угасающая, но вовсе не угасшая. На следующий день после
свадьбы супруги отбыли в путешествие по Европе и Америке, которое обернулось
для «рязанского поэта» затяжной (почти полтора года) мучительной пыткой. После
ссор, битой посуды, ночных преследований и череды скандалов Дункан уехала в Кисловодск.
Супруги, тем не менее, обменивались письмами — короткими и
трогательными с ее стороны, сухими и отрывистыми с его.
«Москва Пречистенка 20;
Есенину
[из] Кисловодска...
Дарлинг очен грустно без тебя надеюс скоро
приедеш сюда навеки люблю ИЗАДОРА»
(22 августа 1923).
[из] Кисловодска...
Дарлинг очен грустно без тебя надеюс скоро
приедеш сюда навеки люблю ИЗАДОРА»
(22 августа 1923).
«Дорогая
Изадора! Я очень занят книжными делами, приехать не могу. Часто вспоминаю тебя
со всей моей благодарностью тебе. С Пречистенки я съехал сперва к Колобову,
сейчас переезжаю на другую квартиру, которую покупаем вместе с Мариенгофом...
Желаю успеха и здоровья, и поменьше пить... Любящий С. Есенин... Москва.»
(конец августа 1923 г.)
Незадолго
до смерти Есенин вспоминал свою жену: «Я вот ей напишу... позову... и она
прискачет ко мне откуда угодно...». Но через 5 дней его самого не
стало — повесился в ленинградской гостинице. 14 сентября 1927 года в
Ницце она села в спортивный автомобиль Бугатти 35, воскликнув «Прощайте,
друзья! Я иду к славе!». Через минуту ее задушил собственный шарф, зацепившийся
за ось автомобиля.
Нити
судьбы, связавшие двух столь разных людей безудержной страстью и болью, до сих
пор прочны — история любви стареющей американской танцовщицы и
молодого рязанского поэта стала частью нашей памяти. Они смотрят на нас с
музейных фотографий 1920-х годов, такие счастливые, такие
несчастные — Сергей Есенин и Айседора Дункан.
Трогательная история наших кумиров! Очень люблю поэзию Сергея Есенина.Спасибо!
ОтветитьУдалитьСпасибо за оценку моих первых шагов по созданию блога. С ув. АГ.
ОтветитьУдалить